Ваша мышка проехала метров
До скидки 5% осталось м
Ваш промокод на скидку

Правило трех кликов: миф или реальность

04.02.2019
В последнее время в сфере веб-дизайна стала очень популярна концепция UX- и UI-дизайна. Как и любая другая концепция она успела обрасти своими мифами даже за столь короткий период. Одним из таких противоречивых постулатов, касающихся пользовательского опыта, является правило трех кликов.
Что такое правило трех кликов
Правило трех кликов - неофициальное правило навигации по веб-сайту, которое предполагает, что пользователи должны иметь возможность находить любую информацию на сайте, используя не более трех кликов по мышке (или экрану - для мобильных устройств). Считается, что пользователи сайта будут разочарованы и уйдут, если не смогут найти желаемый контент в течение трех кликов. Специалисты по поисковой оптимизации (SEO) также взяли себе на вооружение это правило. Согласно ему, наиболее важный контент веб-сайта должен находиться на расстоянии не более трех кликов от домашней страницы. Однако по мнению информационных архитекторов это правило в ряде случаев не имеет никакой силы, а иногда и вредит сайту. Вот несколько причин этому.
1. Информационный аромат vs Количество кликов
Понятие информационного запаха появилось в 90-х годах прошлого века. По аналогии с запахом добычи, который чувствует хищник, пользователи ориентируются на "знаки", по которым они могут найти требующуюся им информацию, контент. Информационный запах состоит из текстовых и графических элементов, которые сообщают пользователю следующую информацию:
  • Текущее местоположение на сайте;
  • Навигация, кликабельность и удобство использования;
  • Значение контента (должен ли я нажать эту ссылку);
  • Просмотренные страницы.
Если информационный запах сильный и продолжает увеличиваться, пользователи продолжат нажимать на кнопки, переходить по ссылкам и т.д. Если запах информации уменьшается или исчезает, пользователи могут уйти.
Еще в 2003 году User Interface Engineering (UIE) определили, что люди могут сделать до 25 кликов, если запах информации сильный или увеличивается.
Конечно, мы не призываем вас создавать такую структуру. В конце концов, эффективность является важнейшим компонентом юзабилити сайта. Но что делать, если для выполнения задачи требуется более трех кликов? Если запах информации сильный, то не стоит переживать, это не повредит юзабилити и SEO.
2. Линейный капитал движется более чем в одном направлении
Если вы  не новичок в сфере SEO, то наверняка знаете о пирамиде Inceptor. Inceptor была поисковой фирмой, занимавшейся изучением и усовершенствованием механизмов поисковой оптимизации. Еще в 1990-х и начале 2000-х многие интернет-специалисты ошибочно полагали, что основной точкой входа на веб-сайт является его домашняя страница. Поисковые системы изменили это представление: В настоящее время существует несколько точек входа в веб-сайт:
  • по информационному запросу непосредственно на страницу категории, товара или услуги;
  • страница контактов;
  • главная страница.
В последнее время люди все чаще склонны ссылаться на внутренние страницы, а не на домашнюю страницу.
3. Карта сайта Wayfinder 
Для многих карта сайта Wayfinder - отдельная веб-страница, состоящая из синих подчеркнутых текстовых ссылок, которая содержит полуорганизованный список каждого URL-адреса веб-страницы на одном веб-сайте. Конечно, эффективная карта сайта Wayfinder имеет больше характеристик. Но мы будем использовать это "самопальное" определение для простоты. И если бы правило трех кликов было бы действительным, карта сайта wayfinder решала бы множество проблем навигации сайта и SEO. Практика показывает обратное. Несмотря на то, что дизайнерам веб-сайтов часто предписывается придерживаться правила трех кликов, реализация следующих советов может гарантировать, что удобство использования сайта не будет скомпрометировано:
  • Создайте путь к задаче, который будет интуитивно понятным. Дайте пользователям почувствовать, что с каждым шагом они становятся ближе к интересующему их контенту;
  • Используйте хлебные крошки, ссылки, кнопки, всплывающие сообщения об ошибках, сообщающие пользователям, где они находятся, где были до этого и куда могут попасть;
  • Оптимизация инструментов поиска по сайту для получения релевантных и точных результатов;
  • Оптимизация производительности веб-сайта для различных устройств в зависимости от контекста использования (включая скорость загрузки, а также рендеринг макетов в зависимости от размера экрана пользователя).
Заключение
Если у вас есть эффективная система навигации, маркировки и архивирования, результаты поиска на вашем сайте могут быть более точными. В этом случае пользователи будут исследовать ваш сайт, сколько бы кликов им не пришлось сделать, чтобы найти необходимую им информацию. Помните, что все начинается с ваших пользователей. Ваша задача - понять и приспособить их ментальные модели, интересующие их задачи и то, как они выполняют их. Используйте язык и логику ваших пользователей. И тогда ваш сайт станет для них на вес золота.