Тургенев нашего времени, или как не отправить сайт в «Баден-Баден»

Разработчикам поисковых систем не сидится на месте. Каждое их творение только и делает, что банит плохие и неугодные тексты, которые созданы для поисковых роботов, а не для людей. Борясь за чистоту контента в отечественном Интернете, разработчики Яндекс разрабатывали все более сложные алгоритмы и фильтры. Последний из них,»Баден-Баден», накладывает санкции на переоптимизитрованные сайты, с малой долей смысловой нагрузки или же вообще без него, а также за частично  или полностью скрытые от глаз посетителя тексты. Результат его деятельности — понижение плохих сайтов в выдаче, а также отдельных страниц. Специалисты компании «Ашманов и партнеры» проанализировали тексты сайтов, попавших под «Баден-Баден», и на основании полученных результатов создали сервис под названием «Тургенев». Его основная задача — оценить качество текста и рассчитать комплексный балл «риск Баден-Бадена».

Как работает сервис

В оболочке «Тургенева» собраны воедино несколько программ, которые обрабатывают текст по различным параметрам. Сгруппированные по тематике, они начисляют штрафные балы за ошибки, выдавая общую оценку риска:

Некоторые копирайтеры, опробовавшие в деле данный сервис, утверждают, что в чем-то он похож на известный «Главред». Однако если между ними и есть какие-то сходства, то незначительные. Причина следующая: «Главред» ставит во главу угла информационный стиль, на этом базируется его технология. «Тургенев» же анализирует тексты с точки зрения их человечности, помогая устранить излишнюю переоптимизацию.

Что собой представляет «Тургенев»

Интерфейс сервиса представляет собой поле для ввода текста и простейший редактор, который можно скрыть. Слева в столбик расположены критерии, по которым оценивается риск попасть под фильтр: общий риск,повторы, стилистика, запросы, водность, удобочитаемость. По каждому пункту начисляются штрафные баллы, которые суммарно отображаются в графе «Общий риск».

Кратко пройдемся по каждому пункту.

1. Повторы. Данный параметр оценивает частоту повтора одних и тех же слов в тексте. Говоря современным языком — тошноту. В колонке справа от текста вы найдете показатель академической и классической тошноты, тошнота словосочетаний, а также процент сверхчастых слов и сверхконцентрация союза «и». Как ни странно, но Lorem ipsum по этому показателю получил всего 4 балла:

2. Стилистика. В этом случае тексты оцениваются на наличие в нем шаблонов, штампов и клише. Штрафные баллы также получают слишком пафосные выражения, откровенный канцелярит, просторечные выражения. Также программа выделяет общие стилистические ошибки, несоответствия логики текста и связки, грубые опечатки и грамматические ошибки. В столбике справа помимо комментариев можно увидеть интерактивные ссылки «См.также» — они переводят вас в раздел, где собраны типичные ошибки копирайтеров. Скажем откровенно — там есть чему поучиться!

3. Запросы. По этому параметру ваш текст проверяется согласно списку запросов, который составили специалисты компании «Ашманов и партнеры». По их словам, список пока очень маленький, и если ваш текст не получил «баллов за этот параметр, это мало о чём говорит». Суть данной проверки сводится к тому, чтобы ваш текст не был перенасыщен запросами и точными запросами. В противном случае, если этот показатель превышает 12% и 9% соответственно, ваш текст перенасыщен ключевиками и скорее всего создавался для поисковых роботов.

4. Водность. Этот параметр перекликается с «Главредом», так как в его основании лежит поиск стоп-слов: предлоги, союзы, местоимения, вводные слова, модальные глаголы — все то, что разбавляет текст и не относится к сути. Также был составлен список общих пустых слов: контакты, качество, выгодный, удобный, профессия,  создать, параметр,  отдельный,  неоднократно, пациент, своими руками, первый попавшийся — около 5000 слов.

5. Удобочитаемость. Эта программа не любит длинные слова и длинные предложения, помечая их всеми оттенками зеленого. По словам самих разработчиков «это довольно грубая метрика; в будущем мы планируем разработать параметры, учитывающие лингвистические особенности текста». Например, к таким словам относится множество профессиональных понятий: железнодорожный, антигемолитический, астронавигационный и т.д.

Получив высокий балл, не спешите отчаиваться. Возможно, все не так плохо. Помните, что «Тургенев» только помогает вывести  из-под фильтра текст, а не создавать его — красивый и понятный. Очень часто на некоторые показатели при анализе текста стоит просто закрыть глаза. Помимо вышеприведенного примера можно рассмотреть эмоционально окрашенные тексты. В таких случаях и повторы, и стилистика, и водность может зашкаливать в принципе. Другой пример — юридические тексты и юридический язык в целом.

Для тех, кто сразу ринулся в бой и начал править, скажем одну простую вещь. На практике было выявлено, что в некоторых случаях, особенно если баллы слишком высоки, текст проще переписать, чем править. В противном случае на выходе вы получите хороший с точки зрения «Тургенева», но абсолютно неудобный и некрасивый текст для ваших читателей. Данный сервис очень удобен и эффективен. Но в погоне за низкими баллами не потеряйте свою индивидуальность, пусть ваш текст будет немного несовершенен, но он будет живой, написанный для людей.

P.S.: кстати, первоначальный текст этой статьи набрал всего лишь 3 тургеневских балла 😉

Меню