Ваша мышка проехала метров
До скидки 5% осталось м
Ваш промокод на скидку

История юзабилити: от простого к сложному

30.10.2018

В веб-дизайне очень часто используется такое понятие, как "юзабилити". Если отбросить частное, то оно означает удобство использования сайта, приложения, формы и т.д. Однако откуда пришло и как сформировалось это понятие? Сегодняшняя наша статья будет более историческая, чем практическая. И посвящена она будет как раз этой теме: истории развития понятия "юзабилити". Если вы ожидаете, что она полна четко определенных концепций и методов, вы будете удивлены. Анализ юзабилити - беспорядочная, нечеткая и совершенно запутанная концепция. Его история - сложное путешествие от простого к сложному.

Что такое юзабилити

Концепция юзабилити - продукт миллионов ученых, инженеров, дизайнеров и т.д., которые десятилетиями пытались описать то, что они делают. Цель - сделать технологию более легкой и удобной.

Исторические корни

Если мы вернемся назад в историю, Витрувий (1-й век до нашей эры), вероятно, был первым человеком, который сформулировал систематические принципы проектирования. Его три основных принципа не теряют своей актуальности и по сей день:

  • Firmitas: прочность и долговечность конструкции;
  • Utilitas: полезность и пригодность дизайна для нужд предполагаемых пользователей;
  • Venustas: красота дизайна.

Работы Витрувия послужили вдохновением для Леонардо да Винчи, который создал известного витрувианского человека. Эмпирически измеряя и вычисляя пропорции человеческого тела и подчеркивая принцип «Utilitas», он стал первым учеником эргономики и юзабилити.

Военные корни

Также формирование понятия юзабилити уходит корнями в такое понятие, как человеческие факторы. Процесс этот начался с того, что перед военными всех времен и народов изначально была поставлена задача создания идеального оружия. Такого, которое убивает как можно большее количество врагов без вреда для создателя.

Первая и Вторая мировые войны стимулировали исследования и развитие военных технологий. Например, при проектировании артиллерийских орудий на первое место выходила точности оружия, максимальное количество убийств и более короткий период подготовки персонала. Таким образом, для военных юзабилити заключалось в следующем:

  • Как быстро новый член команды поймет, как использовать артиллерийскую пушку;
  • Необходимость улучшить конструкцию пушки для улучшения захвата цели;
  • Как улучшить конструкцию для уменьшения усталости солдатов при ее использовании.

Современность

Современная концепция юзабилити окончательно оформилась в США в 80-х годах XX века. Именно в этот период люди получили возможность владеть персональным компьютером. Большинство из них не имело представления о том, что такое операционная система и как работают программы. Однако практика разработки программного обеспечения продолжалась благодаря знающим и компетентным пользователям. Они были знакомы с различными понятиями, процессами и системной архитектурой. Благодаря этому они решали проблемы, возникающие в результате использования компьютеров. Однако для среднего пользователя этот процесс по прежнему ассоциировался с неудобством: в использовании, непонимании его устройства и механизма работы и т.д. 

Стало очевидно, что компьютеры слишком сложны для большинства пользователей, и часто абсолютно непрактичны. Именно на этом этапе удобство использования стало основной целью разработки любого интерактивного программного обеспечения для простых пользователей.

Оценка юзабилити: что хорошего и что плохого

Юзабилити - спорный исторический термин. Для инженеров он включает в себя одни понятия и процессы, для военных - другие. При работе с людьми он имеет третье значение - удобство использования. Именно эту концепция принято использовать в IT-индустрии. В упрощенных терминах проверка юзабилити означает выяснение того, что хорошо, а что плохо. Однако, когда мы рассматриваем сотни используемых методов оценки юзабилити, мы видим, что различные подходы приводят к различиям в определении причин хорошего и плохого использования. Чтобы продемонстрировать это, рассмотрим два основных подхода к юзабилити.

1. Если рассматривать юзабилити как особенность интерактивной системы, то это эссенциализм. Для него характерны следующие выражения: «этот веб-сайт неудобен для пользователя», «веб-сайт неудобно использовать, когда нет видимости статуса системы», «я могу точно измерить, какой из сайтов наиболее удобен в использовании» и т. д. То есть все причины производительности связаны с технологией. В этом случае, как правило, используются методы проверки юзабилити, ориентированные на систему.

2. С другой стороны, если вы считаете, что юзабилити является особенностью взаимодействия между пользователем, компьютером и контекстом, ваш подход является контекстуальным - т. е. зависит от контекста. Это означает, что вопросы производительности имеют разные причины. Одни - из-за технологии, другие -  из-за использования контекста. Но большинство завязано на взаимодействии между ними. Наиболее характерными в этом случае являются следующие фразы «это зависит ...», « этот сайт отлично подходит для мужчин среднего возраста, но не для нетерпеливого подростка, совершающего покупку на своем смартфоне, сидящего в автобус "и т. д. Для определения качества юзабилити используются определенные методы. Они, в свою очередь, зависят от вашего подхода: контекстуального или эссенциального. 

Итак, какой метод юзабилити вы должны выбрать для определения «что хорошо и что плохо»?

Аналитические и эмпирические методы оценки юзабилити

1. Методы аналитической оценки. Основаны на изучении интерактивной системы и потенциальных взаимодействий с ней. Вы анализируете систему или взаимодействие с ней при помощи системно-центрированного метода. Яркий пример - эвристическая оценка Якоба Нильсена. Проектные команды используют ресурсы, чтобы идентифицировать сильные и слабые элементы дизайна с точки зрения удобства использования. Существует три типа аналитических методов оценки:

  • Методы инспекции. Имеют тенденцию сосредотачиваться на причинах хорошего или плохого использования;
  • Методы централизованного контроля. Сосредоточены исключительно на программных и аппаратных характеристиках, касающихся атрибутов, которые облегчают или затрудняют удобство использования;
  • Методы, ориентированные на взаимодействие. Сосредоточены на двух или более причинных факторах (например, программных функциях, характеристиках пользователя, задачах или других контекстуальных факторах).

2.  Методы эмпирической оценки. Основаны на фактических данных об использовании, на доказательствах хорошего или плохого удобства использования. Другими словами - на положительных или отрицательных эффектах атрибутов программного обеспечения, оборудования, пользовательских возможностей и условий использования. Тестирование пользователей является основным методом, ориентированным на проекты. Он использует ресурсы, зависящие от проекта: тестовые задачи, пользователи, а также измерительные инструменты для выявления проблем, которые могут возникнуть при использовании. Кроме того, эмпирические эксперименты могут использоваться для демонстрации превосходного юзабилити, возникающего из компонентов пользовательского интерфейса (например, текстового ввода на мобильных телефонах) или для оптимизации параметров настройки (например, тайминга анимации для открытия и закрытия окон).

Методы оценки юзабилити меняются от исследования к исследованию. Даже в рамках одного тестирования на разных его этапах применяются различные методы. Все настраиваемые параметры, ресурсы и процедуры также зависят от проекта. Не существует универсального метода тестирования юзабилити.

Юзабилити в дизайне

В последнее время понятие юзабилити расширилось, и теперь она включает в себя не только удобство использования программы, гаджета и т.д., но и оценку опыта пользователей (UX). В этом случае работа фокусируется и на положительном, и на отрицательном результате как во время использования, так и после него. Многие профессионалы в области UX-дизайна также разработали специальные компетенции в таких областях, как бренд-опыт, маркеры доверия, опыт поиска, удобная безопасность и конфиденциальность, игровой опыт, самоидентификация и человеческие ценности. Здесь мы видим две тенденции:

  • Первое включает в себя антропоцентрический подход с усилением таких понятий, как безопасность и удобство поиска;
  • Второе включает в себя расширение специализации, ориентированной на человека, с учетом бизнес-компетенций (например, брендинга) и гуманистических психологических подходов (например, феноменологии, смысла и ценности).

Заключение

Концепция юзабилити чрезвычайно сложна, поэтому история ее развития - история от простого к сложному. Нет универсальных мер измерения юзабилити и фиксированных пороговых значений, которые дадут понять, пригодна система, программа, приложение для использования или нет. Оценка юзабилити слишком сложна и специфична, чтобы допускать обобщенные методы. Это не какое-то абстрактное понятие, а результат уникального сложного взаимодействия между людьми, технологиями и контекстом.