Ваша мышка проехала метров
До скидки 5% осталось м
Ваш промокод на скидку

Удобочитаемость текста: как улучшить статью в два клика

17.08.2018

Независимо от того, блоггер вы, маркетолог или онлайн-редактор, текст, написанный вами, должен соответствовать определенным правилам. Помимо орфографии, пунктуации и стилистической выверенности вы должны позаботиться и о том, чтобы его было удобно читать. Удобочитаемость текста, как бы странно это ни звучала, является одним из "неофициальных" факторов ранжирования в поисковых системах. Чем более понятный текст, тем больше вероятность, что пользователь дочитает его. Отсюда растет время пребывания на странице, снижается показатель отказов.

Критерии удобочитаемости текста 

Для формального определения удобочитаемости текста разработаны различные математические формулы. С их помощью на основании двух главных показателей - длина слов и длина предложения, рассчитывается индекс удобочитаемости текста (ИУТ). Он не заменяет суждения человека, но дает представление о том, соответствует ли текст формальным критериям хорошей читаемости. В настоящее время ИУТ обсуждается чаще всего в области SEO. Существует несколько индексов, с которыми чаще всего работают SEO-копирайтеры. Самый популярны из них -  индекс Флеша, который возрастом своим старше Интернета. Он был разработан автором Рудольфом Флешем в далеких 1940-50-х годах. Еще одной моделью для оценки понятности текста является Гамбургская концепция понятности.

Исследовательская группа в Гамбурге разработала ее в 1960-70-х годах для упрощения канцелярского стиля. Цель этого упрощения заключалась в том, чтобы воспроизвести информацию таким образом, чтобы все группы населения могли понимать ее одинаково. Есть много других способов измерить ИУТ. Индивидуальные методы измерения создают разные критерии, разрабатываются для разных языков, а иногда имеют особые целевые группы или текстовые формы. И когда дело доходит до маркетинговых или продающих текстов, критерии объективности должны быть взвешены тщательнее, чем в любом другом случае.

Три процедуры оценки удобочитаемости

Теперь на практике разберем три показателя удобочитаемости: индекс Флеша, Флеша - Кинкейда и туманности Ганнинга (фог-индекс). Мировая практика показывает, что эти три индекса наиболее универсальны и хорошо зарекомендовали себя во многих областях.

Индекс Флеша Является классическим среди формул удобочитаемости. При его расчете учитываются две ключевые цифры: средняя длина предложения (СДП) и среднее число слогов в слове (СЧС).

Изначально тест был разработан для английского языка, поэтому формулы для разных языков несколько отличаются друг от друга.

Чем выше показатель удобочитаемости, тем легче читателю понимать текста. Значения в таблице распределяются согласно степени усваиваемости текста: чем выше индекс, тем проще текст к пониманию.

Индекс Флеша был рассчитан для всех семи книг о Гарри Поттере, и средний балл по ним получился 72,83. Самой простой была книга «Гарри Поттер и Философский камень» - 81.32.

Индекс Флеша-Кинкейда Это еще один показатель удобочитаемости текста. Уже само  его название указывает на связь с индексом Флеша: оба были разработаны в 1970-х годах для ВМС США. Данный тест также основывается на критериях СДП и СЧС, но длина предложения взвешивается сильнее, чем в индексе Флеша.

Индекс Флеша - Кинкейда используется в пакете Microsoft Office для проверки на удобочитаемость.

Индекс туманности Ганнинга (фог-индекс) Этот тест также был разработан для английского языка - классификация основана на оценках средней школы в США. Он был разработан в 1952 году бизнесменом Робертом Ганнингом и особенно популярен в секторе управления, часто используется для оценки годовых отчетов. Индекс туманности оценивает различные показатели по ранее описанным метрикам анализа:

  • Количество слов в тексте (С);
  • Количество предложений в тексте (П);
  • Количество «сложных слов» с тремя или более слогами (СС).

Показатель читаемости рассчитывается на основе этих цифр.

Современные CMS чаще всего самостоятельно или через плагины просчитывают индекс читаемости. Если ваша CMS не обладает подобным функционалом, вы можете сделать это сами, протестировав текстовый фрагмент всего на 100 слов из своей статьи.

Индекс читаемости и SEO

Большинство текстов в Интернете предназначены для предоставления четкой информации. Поэтому тексты с высокой степенью удобочитаемости более понятны и востребованы как пользователями, так и поисковыми алгоритмами. Опыт экспертов SEO показывает, что тексты с читабельностью от 30 до 60 (индекс Флеша) воспринимаются лучше. Поэтому рекомендуется проверять текстовое содержимое страницы с помощью использовать индекса удобочитаемости.

Как улучшить индекс читаемости

Если проверка текста показала слишком низкую степень удобочитаемости текста, вы можете исправить его. Ниже мы привели список тех элементов, которых необходимо избегать для хороших значений ИУТ.

  • Ненужные технические термины;
  • Иностранные слова;
  • Аббревиатура;
  • Длинные предложения (более 13-15 слов);
  • Длинные слова;
  • Длинные абзацы;
  • Большое количество вводных слов;
  • Пассивные конструкции и модальные глаголы (например,могли, могли бы, должны были бы).

Если вы возьмете на заметку эти рекомендации и проведете анализ юзабилити, ваш текст будет выгодно отличаться от текстов конкурентов. Вы сможете донести до посетителя всю необходимую информацию быстро и четко, а сама статья будет понятной и красивой. Такой подход гарантирует симпатии и со стороны читателей, и со стороны поисковых алгоритмов. Как говорится, и волки сыты, и овцы целы.